И законных интересов лиц и

5.3. Обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов граждан

И законных интересов лиц и

В Конституции РФ (ст. 45) закреплено, что “государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Здесь же зафиксировано, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”.

Охрана прав граждан осуществляется в двух главных направлениях:

1) от преступлений, правонарушений и иных неправомерных действий других граждан;

2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит особая роль в защите прав граждан от неправильных действий как субъектов государственной власти и органов местного самоуправления, так и граждан.

К основным средствам защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма и некомпетентности в деятельности должностных лиц и органов относятся:

1) четкая организация и работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций);

2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, профсоюзы, средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.д.);

3) активная деятельность самих граждан. В этом случае гражданин имеет право на необходимую самооборону.

Административный порядок обжалования решений и действий представляет собой широко распространенный способ защиты публичных прав и свобод. Суть данной формы состоит в использовании принципов субординации, подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим.

Административная жалоба является составляющей единого административно-правового института – института обращений граждан, так как наряду с жалобой понятие “обращение” включает и другие формы государственно-общественного взаимодействия: предложения, заявления, ходатайства, коллективные обращения, петиции.

Обращение граждан в органы публичной власти (государственные, муниципальные, общественные) является важным средством осуществления и охраны публичных прав, свобод и законных интересов личности, укрепления связей аппарата управления с населением, существенным источником информации, необходимой для решения текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Жалобы – это обращения гражданина в государственные или иные публичные органы и к их должностным лицам по поводу восстановления его публичных прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной (публичной) власти, их должностными лицами.

По своим юридическим свойствам и процедурам разрешения жалобы граждан могут быть дифференцированы на два вида:

1) административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная, или точнее – по общему праву и на основе специальных норм. Общее право жалобы, которым обладают все граждане, реализуется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ и включает в себя:

– право на административное обжалование;

– право на судебное обжалование.

Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время.

Общее право на административное обжалование реализуется в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В соответствии с данным Законом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Круг лиц, имеющих право подать общую жалобу, не ограничен.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которого обжалуются. Передача жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба, запрещается.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные.

Предмет жалобы – не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные действия (несправедливость в решении вопросов, отсутствие должной честности, бестактность, невнимание к критическим замечаниям, использование устаревших приемов в работе, необоснованный выбор площадок для нового строительства и т.д.). Следует отметить и отсутствие ограничений к срокам, повторности, субъекту и форме административной жалобы. То есть срок подачи не ограничен, равно как не ограничено и число обращений как в один и тот же уполномоченный разрешить жалобу орган, так и в иные публично-властные органы.

Субъектом, подающим общую административную жалобу, может выступить как гражданин лично, так и его представители, а также группы лиц, коллективы, юридические лица. Кроме того, жалоба может быть подана как в письменной, устной, так и в электронной форме.

Жалоба должна:

1) быть составлена на русском языке или на государственном языке субъекта Федерации;

2) быть подписана лицом, ее подающим;

3) содержать полностью указанные фамилию, имя, отчество;

4) раскрывать предмет жалобы, с указанием дат, фактов, участвующих лиц и др.;

5) иметь некоторые реквизиты лица, обратившегося с жалобой, – почтовый адрес (адрес места жительства или пребывания) или координаты места работы или учебы.

В соответствии с ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” анонимные обращения, заявления и жалобы не рассматриваются.

В Законе определено общее правило сроков – поступившие документы рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях на основе ст.

12 срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем жалобщик должен быть обязательно уведомлен.

Во всех случаях органы, рассматривающие административную жалобу, обязаны извещать обратившуюся сторону и давать мотивированный ответ.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, положении о порядке рассмотрения трудовых споров, КоАП РФ и в некоторых иных.

Основание подачи специальной жалобы должно быть определено соответствующими правовыми нормами, а лицо, обращающееся с жалобой, – признано правомочным для такого обращения.

К форме специальной жалобы предъявляются более жесткие требования:

– к рассмотрению принимаются только жалобы, поданные в письменной форме;

– жалобы должны иметь все требующиеся сведения об адресате;

– предмет жалобы должен быть подтвержден соответствующим документом.

Право специальной жалобы не исключает возможности альтернативного обжалования.

Так, военнослужащие вправе отстаивать свои права, свободы и интересы либо посредством подачи специальной жалобы в соответствующие военные органы или военным должностным лицам в порядке подчиненности, либо, используя конституционное право общей жалобы, обращаться непосредственно в суд.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок реализации данного права предусмотрен Законом РФ от 27 августа 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” .

——————————–

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19. Ст. 685.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

– нарушены права и свободы граждан;

– созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

1) действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

2) действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Иной порядок судебного обжалования в отличие от предусмотренного Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установлен, например, ст. 75 ФЗ от 12 июня 2002 г.

“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” , ст. 259 ГПК РФ в отношении судебной защиты избирательных прав и права на участие граждан в референдуме.

——————————–

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предусмотрено, что жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще оформленной представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

– один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительный причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия, или объединения, общественного объединения или должностных лиц, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявшие решение), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решения суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину, не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Жалобы гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства, т.е. в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, с учетом особенностей, установленных Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

По смыслу указанного Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменять обжалуемое решение вообще.

Такое право суда не вытекает из законодательства.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/obespechenie-zaschita-prav-svobod-zakonnyih-44435.html

Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

И законных интересов лиц и
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан могут быть защищены представителями государственных или муниципальных органов власти.

Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан или юридических лиц могут быть защищены не только ими лично или их представителями, но и представителями государственных или муниципальных органов власти. Под публичными интересами подразумеваются интересы, которые возникают у государства (государства в целом или отдельной его части) в отношении предмета спора.

Понятие субъектов, специально уполномоченных на защиту интересов других лиц

Существует в арбитражном процессе понятия субъектов, которые специально наделены полномочиями по защите интересов других лиц.

Под этими субъектами понимаются лица, которые вступают в арбитражный процесс без личной заинтересованности, выступая исключительно в интересах одной из сторон процесса, чьи права и защищают всеми доступными правомерными способами.

К таким лицам можно отнести представителя государственной или муниципальной власти, чей интерес в исходе дела носит процессуально-правовой характер.

При этом если материальный интерес у представителя органов власти присутствует наравнее с процессуально-правовым, то это не означает, что представитель органов власти не может участвовать в процессе, где рассматриваются публичные интересы граждан и юридических лиц, предпринимателей.

Примечательно, что арбитражно-процессуальным законодательством в список субъектов, специально уполномоченных на защиту публичных интересов, входят представители прокуратуры РФ.

Прокуроры вправе действовать от лица государства, защищая именно его интересы в рассматриваемом споре, даже при условии, что государство или его представители прямо в процессе не участвуют.

Защита публичных интересов в арбитражном процессе может осуществляться как органами власти в уже начатом процессе, так и представителями этих органов на начальном этапе – при подаче заявления.

В этом случае государственные или муниципальные органы являются истцами по делу так же, как и прокурор, подающий подобное заявление в арбитражный суд. При этом за представителями государственных или муниципальных органов закрепляются как права истца, так и права защитников публичных интересов.

Примечательно, что, защищая публичные интересы, представители органов государственных или муниципальных органов власти не вправе использовать методы, которые находятся за рамками действующего законодательства.

Например, представлять в качестве доказательной базы сведения, которыми они не располагают и не могут располагать, если на то нет соответствующих судебных указаний.

Перечень случаев, когда допустимо обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц

Арбитражно-процессуальным законодательством предусматриваются ситуации, когда представители публичной власти (органы местного самоуправления, органы государственной или муниципальной власти) могут вмешиваться в арбитражный процесс. Например, тогда, когда одна из сторон просила об участии представителей органов власти в процессе.

В этом случае ответчик или истец подает прошение в адрес органа власти, на которое представитель органа власти обязан ответить точно в установленный законом срок и в случае наличия оснований для участия явиться в судебное заседание. Так, в судебной практике встречались случаи, когда вмешательство публичных органов власти было необходимым для решения спора.

Например, когда в споре о межевании земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, участвовали две стороны – соседи по меже. При определении долей между сторонами возник конфликт, решить который без участия представителей муниципальных органов власти не представлялось возможным.

Представители органов власти не участвовали в процессе в качестве истца или свидетеля, а выступили в роли иных участников процесса, представляющих интересы государства в рассматриваемом споре.

При этом представители органов власти одновременно с этим представляли доказательства по спору, а также указывали на существующие обстоятельства спора.

Представители органов власти могут вступить в процесс с неопределенным кругом лиц, которые не просили об участии публичной власти, если предметом спора является интересный для государства объект.

Подача обращения в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц. данного обращения

Представители органов власти могут подавать обращения в адрес суда, целью которых является защита прав и интересов лиц, защита публичных интересов, рассматриваемых в рамках конкретного спора.

В обращении представители государственных или муниципальных органов власти указывают, какие именно обстоятельства относятся к публичным интересам, а какие к личным стороны-участника, основания, по которым представители власти вступили в процесс, доказательства в пользу стороны, чьи интересы представляют органы власти. При этом суд обязан принять и рассмотреть обращение, независимо от его содержания. Арбитражно-процессуальным законодательством не предусматриваются случаи, когда суд не берет на рассмотрение обращение, однако также сохраняется право суда на отклонение обращения. Суд вправе отклонить обращение и не учитывать его в материалах дела, если обращение содержит недостоверную информацию или информацию, которая не имеет отношения к рассматриваемому спору. Более того, если представитель органа власти является истцом по рассматриваемому спору, то сам обращение он выдвинуть не может, как и выступать от своего лица (как конкретное физическое лицо, уполномоченное на защиту публичных интересов).

Представитель органа власти выступает исключительно от лица органа власти, представляет его интересы.

Орган власти, обратившийся в арбитражный суд для защиты публичных интересов или интересов других лиц, вправе подавать ходатайства и заявления по делу, представлять доказательства.

При этом прямой обязанностью защитника публичных интересов и интересов других лиц является представление интересов государства или частных лиц всеми доступными способами.

Если защитник публичных прав или интересов других лиц не выполняет свои обязанности, полученные при вступлении в процесс, то его могут привлечь к административной или уголовной ответственности, а также возложить штраф в установленном законодательством размере.

При этом выступивший в защиту публичных интересов или интересов других лиц представитель государственных или муниципальных органов не имеет права заключать мировые соглашения со стороной-оппонентом, а также не несет ответственности по уплате судебных издержек и расходов.

Данное право закреплено законодательно, исключений из него не бывает.

Главной целью представителя органов власти в арбитражном процессе является осуществление законного и правомерного правосудия, рассмотрение спора со всех сторон объективно, разрешение спора с учетом публичных интересов или интересов лиц, участвующих в процессе, если на то существуют достаточные основания.

может ли истец защищать не только свои права, но и публичные интересы

Харитонов Владимир Александрович27.05.2019 12:04

Добрый день!

В соответствии со ст. 53 АПК РФ возможны 2 различных основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан в арбитражном процессе: путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1ст. 53 АПК РФ) и в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. АПК РФ в отличие от ст. 47 ГПК РФ не предусматривает такой формы участия государственных органов и органов местного самоуправления, как дача заключения. Таким образом, в ст.

53 АПК РФ объединены 2 формы участия в арбитражном процессе, связанные с защитой заявителями публичных интересов и интересов других лиц, которые в определенной степени совпадают как в части объектов защиты (защита прав и законных интересов других лиц может одновременно происходить в публичных интересах), так и субъектов обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц). Верховный суд объяснил, нарушения каких именно “публичных интересов” могут послужить причиной признания сделок ничтожными. Об этом говорится в принятом сегодня Пленумом Верховного суда РФпостановлении о вопросах применения некоторых положений раздела I первой части Гражданского кодекса РФ. Судья ВС РФ Сергей Романовский, комментируя положение, уделил большое внимание главе положения о сделках, особо отметив самые важные, по его мнению пункты. Федеральным законом №100 от 1 сентября 2013 года были внесены существенные изменения в ГК РФ. “До этого на протяжении многих десятилетий ничтожными признавались все сделки, заключенные с нарушением закона, – рассказывал Романовский, – сейчас концепция поменялась: все незаконные сделки являются оспоримыми”. К ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. Также, как сказано в п. 74 постановления, такой может быть названа сделка “нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц”. “До настоящего времени разъяснений, что такое “публичные интересы” не было, – говорит Романовский, – а сейчас о них говорится в п. 75 постановления”. Под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды. К ничтожным также следует отнести сделки, которые заключены с нарушением явно выраженного запрета. “Само по себе несоответствие сделки нормам действующего законодательства не влечет признание ее ничтожной”, – отметил спикер. Указал он и на то, что сторона сделки, иное лицо, а также суд вправе применить последствия недействительности сделки, принятой ничтожной (реституцию), если нет иных способов защиты права. Исковой срок давности для признания сделки недействительной – три года, но, с учетом различных обстоятельств, он может быть увеличен не более, чем до 10 лет, подчеркнул Романовский. “Это сделано для конечной стабильности гражданского оборота”, – объяснил он.

Также важными он посчитал разъяснения, где говорится об обязательной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. “Регистрация показывает переход прав, что исключает рейдерство и различные махинации, – считает судья. – Если сделка не была зарегистрирована, то она не может быть признана состоявшейся”.

Федорова Любовь Петровна31.05.2019 21:50

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/obrashhenie-v-zashhitu-publichnyx-interesov-prav-i-zakonnyx-interesov-drugix-lic.html

Что нам готовит Глава 22.3 ГПК РФ о групповых исках?

И законных интересов лиц и

С первого октября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2019 г. № 191-ФЗ, который сделал реальностью групповые иски в рамках гражданского судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Хорошо это или плохо?

Сразу определимся с терминологией; под «групповым иском» мы имеем в виду «исковое заявление в защиту прав и законных интересов группы лиц». Оставим арбитражные суды за рамками сегодняшней статьи, сейчас нам интересна реализация группового иска именно в СОЮ.

Фактически в ГПК РФ включили отдельную Главу 22.3. «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Кратко пробежимся по специфике рассмотрения дел данной категории.

Самое главное: необходимо наличие совокупности четырёх условий, без которой подача группового иска невозможна:

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы лиц ответчика;
  • общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц как предмет спора;
  • схожие фактические обстоятельства в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика;
  • использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Если совокупность условий имеется, то групповой иск может быть подан. Подать его может гражданин или организация, являющиеся членами этой группы лиц (а в установленных законом случаях и орган, организация и гражданин, не являющиеся членами этой группы лиц).

Члены группы лиц (ЧГЛ) – граждане и организации, отвечающие совокупности четырёх указанных условий, независимо от присоединения их к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

Установлена минимальная численность участников группы для рассмотрения судом группового иска – не менее 20 на день подачи иска в суд.

Причём ЧГЛ может присоединиться к групповому иску как до подачи иска в суд (подать письменное заявление о присоединении лицу, обращающемуся в суд с требованием), так и в процессе рассмотрения иска судом (на любой стадии процесса до перехода к судебным прениям в суд подается либо заявление на бумаге, либо через форму на сайте суда или ГАС «Правосудие»).

Кстати: ЧГЛ, несогласные с предъявленным в групповом иске требованием, вправе вступить в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Если ЧГЛ подаст самостоятельный иск к тому же ответчику, о том же предмете и откажется от предложения суда присоединиться к групповому иску (как это реализовано – расскажем далее), производство по его делу будет приостановлено до вступления в законную силу решения суда по групповому иску (даже если групповой иск подан позже самостоятельного), после чего суд возобновит производство по самостоятельному иску.

Если ЧГЛ подаст самостоятельный иск к тому же ответчику, о том же предмете и согласится на предложение суда присоединиться к групповому иску, суд выносит определение о присоединении данного лица групповому иску.

При этом суд, в который обратилось указанное лицо, выносит определение о передаче материалов дела в суд, который рассматривает групповой иск. Интересно, правда? Тут вся соль в подсудности, но об этом чуть позже!

Закон установил также, что кроме указанных в ст. 131 ГПК РФ общих требований, предъявляемых к исковому заявлению, для групповых исков вводятся специальные требования:

А) В групповом иске должны быть указаны:

  • права и законные интересы группы лиц, в защиту которых предъявлено требование о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • круг лиц, являющихся ЧГЛ, основания такого членства;
  • Ф.И.О. лиц, присоединившихся к групповому иску, место их жительства или пребывания, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при их наличии), а в случае, если лицом, присоединившимся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, является организация, ее наименование и адрес.

Б) Кроме документов, предусмотренных ст. 132 ГПК, к групповому иску прикладываются документы, подтверждающие присоединениеприсоединившихся лиц (то есть письменные заявления), и их принадлежность к группе лиц.

В) Если групповой иск подало лицо, не являющееся ЧГЛ, то в иске должна содержаться ссылка на федеральный закон, устанавливающий право «нечлена» на обращение в суд с групповым иском, а также должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы членов группы лиц, какие их права нарушены. Как можно догадаться, речь идёт о Роспотребнадзоре, который получил право «обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей)».

Кроме того, в групповом иске должен быть указан «ведущий (тамада)», то есть «лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы лиц». Сам «ведущий» должен быть ЧГЛ (кроме вышеуказанного случая, когда на сцену вышел Роспотребнадзор).

Доверенность «ведущему» не нужна, он действует на основании письменных заявлений ЧГЛ о присоединении.

Но сам «ведущий» может поручить ведение дела представителю (если это не запрещено соглашением ЧГЛ о порядке осуществления прав и обязанностей).

«Ведущий» пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате судебных расходов (если соглашением группы лиц не определено иное – о самом соглашении читайте далее).

Забавные факты:

Если «ведущий» злоупотребляет процессуальными правами или не выполняет процессуальные обязанности, суд вправе его оштрафовать независимо от поручения ведения дела представителю.

Полномочия «ведущего» могут быть прекращены судом:

  • по требованию большинства лиц, присоединившихся к групповому иску, в случае обнаружения неспособности его к ведению дела, в том числе в случае длительного отсутствия ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе или нахождения в служебной командировке, либо при наличии обоснованных сомнений в ведении им дела разумно и добросовестно в интересах группы лиц;
  • если «ведущий» отказался от иска (тут самое интересное, об этом попозже).

Права ЧГЛ, присоединившихся к групповому иску:

  • знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;
  • ходатайствовать в суде о замене «ведущего», в том числе после принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу;
  • присутствовать в судебном заседании, в том числе если оно объявлено закрытым;
  • отказаться от поданного им заявления о присоединении групповому иску.

При подготовке дела по групповому иску к судебному разбирательству судья:

  • определяет характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство;
  • уточняет требования в защиту прав и законных интересов группы лиц и основания этих требований;
  • решает вопрос о составе группы лиц и о возможности установления иных лиц, являющихся участниками спорных правоотношений;
  • предлагает представить доказательства, подтверждающие принадлежность конкретного лица к группе лиц;
  • предлагает лицам, присоединившимся к групповому иску, заключить соглашение группы лиц или присоединиться к ранее заключенному такому соглашению;
  • совершает иные предусмотренные ст. 150 ГПК РФ.

Не забыли о ЧГЛ, который подал самостоятельный иск? Вот как ему предлагают присоединиться к групповому иску.

В определении о подготовке дела к судебному разбирательству суд устанавливает срок, в течение которого «ведущий» должен предложить другим лицам из этой группы присоединиться к групповому иску.

Закон установил, что такое предложение должно быть сделано в публичной форме путем опубликования сообщения в СМИ.

Такое опубликование возможно на официальном сайте суда или в ГАС «Правосудие» (как «ведущий» опубликует что-либо на сайте суда?).

Ответчик по групповому иску обязан сообщить суду о наличии или об отсутствии в других судах дел по искам о том же предмете к этому ответчику и стадии их рассмотрения. Эта норма облегчает задачу «ведущего».

По ходатайству «ведущего» суд может истребовать (это если ответчик молчит как партизан?) информацию, на основании которой можно определить иных ЧГЛ и их адреса для направления им предложения о присоединении групповому иску.

Предложение о присоединении к групповому иску должно содержать:

  • наименование ответчика и его адрес;
  • Ф.И.О. или наименование лица, обратившегося в защиту прав и законных интересов группы лиц, и (или) лица, которое ведет дело в интересах группы лиц;
  • требование группы лиц;
  • наименование суда, в производстве которого находится дело, номер данного дела;
  • срок, который установлен судом и в течение которого иные лица, являющиеся ЧГЛ, могут присоединиться к групповому иску, рассматриваемому судом, путем направления заявления о присоединении к данному требованию лицу, которое ведет дело в интересах группы лиц, и (или) в суд;
  • иную определяемую судом информацию.

«Ведущий» до окончания подготовки дела к судебному разбирательству сообщает суду установленные сведения об иных лицах, присоединившихся к групповому иску, а также представляет документы, подтверждающие присоединение указанных лиц к данному требованию и их принадлежность к группе лиц. Если «ведущий» не опубликует предложение о присоединении к групповому иску, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

В предварительном судебном заседании (оно обязательно в деле по групповому иску) судья решает вопрос о соответствии ЧГЛ совокупности четырёх обязательных условий, указанным в части первой статьи 244.20 настоящего Кодекса. Если совокупности таких условий не имеется, суд разъясняет всем присоединившимся к групповому иску право на обращение в суд с самостоятельными исками.

Замена «ведущего» тесно связана с особым механизмом рассмотрения судом отказа от иска.

Да, большинство из группы лиц могут потребовать замены «ведущего» (при этом должны указать кандидатуру на замену) и тогда суд прекращает его полномочия, вынося соответствующее определение.

Но нам интересен второй вариант – сам «ведущий» может заявить отказ от иска!

Если «ведущий» отказался от иска, суд откладывает судебного разбирательства и устанавливает срок (не более двух месяцев со дня вынесения определения), в течение которого должна быть произведена замена «ведущего».

В определении об отложении судебного разбирательства суд обязывает «ведущего», уведомить о своем отказе от иска лиц, присоединившихся к групповому иску, и определяет форму их уведомления (публично в СМИ, на сайте суда, в ГАС «Правосудие»).

Уведомление должно содержать указание на необходимость замены «ведущего» другим лицом и информацию о том, что если в течение установленного судом срока не будет замены «ведущего», суд принимает отказ от иска и прекращает производство по групповому иску в порядке ст. 221 ГПК РФ.

Доказательства уведомления об отказе от иска направляются «ведущим» в суд.

Кстати, ст. 221 ГПК РФ также будет звучать иначе:

«Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, за исключением прекращения производства по делу о защите прав и законных интересов группы лиц в порядке, установленном частью седьмой статьи 244.24 настоящего Кодекса.».

Вернёмся к вопросу об упомянутом «соглашении группы лиц». Оно необходимо для определения порядка несения судебных расходов по групповому иску. Закон требует нотариальную форму такого соглашения.

Требования об изменении и о расторжении соглашения могут быть предъявлены только в тот суд, который рассматривает групповой иск.

Если соглашение заключено, а групповой иск в итоге проигран, то суд после распределения судебных расходов по правилам Главы 7 ГПК РФ, решает вопрос об отнесении на ЧГЛ, судебных расходов в соответствии с заключенным между ними соглашением.

Если соглашение заключено и решение по групповому иску принято в пользу группы лиц, суд после распределения судебных расходов по правилам Главы 7 ГПК РФ, решает вопрос о взыскании судебных расходов в пользу ЧГЛ, которые понесли эти расходы в соответствии с условиями соглашения.

Дела по групповым искам рассматриваются судами по правилам, установленным ГПК, с особенностями, предусмотренными Главой 22.3. Групповой иск рассматривается в срок, не превышающий 8 месяцев со дня вынесения определения о принятии иска к производству, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному групповому иску, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению члена этой группы лиц (который ранее не присоединился либо отказался от заявления о присоединении к групповому иску), предъявленному к тому же ответчику, о том же предмете, за исключением случаев, если указанные обстоятельства оспариваются этим членом группы лиц. Такая вот странная преюдиция (ст. 61 ГПК РФ тоже чуть поправили)!

В решении по групповому иску, состоявшемся в пользу группы лиц, суд может указать на обязанность ответчика довести информацию о принятом решении до сведения всех ЧГЛ в установленный судом срок через СМИ или иным способом.

В резолютивной части решения по групповому иску должны содержаться выводы в отношении каждого из членов группы, присоединившихся к групповому иску.

Напоследок самое интересное! Групповые иски, в том числе иски о защите прав потребителей, подаются по адресу ответчика, так сказано в будущей редакции ч. 4 ст. 30 ГПК РФ, то есть установлена исключительная подсудность группового потребительского иска. Подсудность по выбору истца (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ) здесь уже не сработает.

Впереди серьёзное осеннее обострение; обученные по всяким программам «Управдом» общественники-активисты и неистовые члены советов домов пообщаются с соседями на лавочках, наберут двадцатку себе подобных и начнут всласть оттягиваться на неугодных управляшках. Это ж бесплатно («потребительский» иск госпошлиной не облагается) и даже доверенность не нужна…

Берегите себя.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «Тестирование». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a69d3df4bf161c07b4caf03/chto-nam-gotovit-glava-223-gpk-rf-o-gruppovyh-iskah-5d47fb2cac412400ad53358b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.