Кому подчиняются федеральные судьи

Как предлагаемые поправки в Конституцию повлияют на судебную систему :: Общество :: РБК

Кому подчиняются федеральные судьи

По его мнению, в дальнейшем такой порядок можно применить не только к законопроектам, но и к проектам других нормативно-правовых актов. «Предложение делается исходя из сложившейся практики. Этого явно сегодня не хватает», — заключил президент.

К чему приведет отстранение судей через парламент

В последние годы в российское публичное поле не попадали скандалы, связанные с судьями Верховного или Конституционного судов. «Независимость судей не должна быть абсолютной.

Потому что тогда возникает некая каста неприкасаемых, которые могут выносить любые решения, в том числе противозаконные. Нужен определенный противовес. Таким противовесом как раз и предложено быть Совету Федерации.

С моей точки зрения, очень удачно выбран орган, который может выступить инициатором отстранения от должности федеральных судей, судей Верховного и Конституционного судов.

Мне кажется, найден оптимальный баланс», — сказал РБК ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев, который входит в сформированную президентским указом рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию.

Он напомнил, что сейчас федеральные судьи назначаются указом президента, а судьи высших судов — верхней палатой Федерального собрания, «и здесь не возникает вопроса о независимости». «Система не должна быть сама в себе. Она должна ощущать, что нужен внешний контроль со стороны других органов», — подытожил Блажеев.

Однако его точку зрения разделяют не все эксперты. Президентское предложение «направлено на усиление бюрократии со Старой площади», считает федеральный судья в отставке Сергей Пашин. «Не лично президент будет все это решать, а его чиновники.

Когда судей назначают, эти чиновники имеют очень важный голос.

А сейчас они смогут еще и терроризировать судей Верховного и Конституционного судов, поскольку представления о чести и достоинстве у бюрократии одно, а у справедливого правосудия — совсем другое», — сказал Пашин.

По его мнению, выдвинутая идея «идет вразрез с представлениями о независимости судебной власти, да и европейской практикой, где этими вопросами занимаются в той или иной степени сами судьи или по крайней мере органы юстиции, и делается это судоподобным порядком, когда судье предъявляется обвинение».

Само понятие «проступка, порочащего честь и достоинство» судьи, «весьма растяжимое», поскольку дисциплинарного кодекса у российских судей нет, напомнил Пашин.

«Поведение судей регулируется, во-первых, законом «О статусе судей», а во-вторых, постановлением пленума Верховного суда о дисциплинарной практике. Там даны достаточно витиеватые определения, но тем не менее устоявшаяся практика существует.

Сейчас эта практика может быть существенно изменена в соответствии с тем, что будет угодно начальству», — сказал Пашин.

Предложенная новелла носит спорный характер, считает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, бывший сенатор Константин Добрынин. Если президент и законодательные органы получат право отстранять судей Конституционного и Верховного судов, то «мы можем потерять независимость судебной власти и получить подчинение судебной власти главе государства», уверен он.

С критикой предложений Путина выступил и глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. «Есть опасения, что эта новелла может негативно повлиять на независимость судей», — заявил он «РИА Новости», комментируя возможность отстранения судей через парламент.

Как на функционировании КС скажется рецензирование законопроектов

Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным.

Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА.

Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин.

«Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента.

С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы надзаконом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов.

«В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность.

А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

Источник: https://www.rbc.ru/society/18/01/2020/5e206c199a79475d03f4d310

«Судьи, как и все, подчиняются президенту»

Кому подчиняются федеральные судьи

12 декабря действующей российской Конституции, принятой на декабрьском референдуме 1993 года, исполняется 20 лет. Что знают об Основном законе страны его ровесники — выяснял The New Times

Молодым людям 1993 года рождения мы задали семь вопросов, касающихся ключевых аспектов конституционного устройства России (вопросы приводятся вместе со статьями Конституции РФ, в которых содержатся правильные ответы):

1. Кто такой президент? К какой ветви власти он относится?

Ст. 80.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Сколько лет один человек может занимать пост президента?

Ст. 81.

1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет…

…3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

3. Кто и как назначает председателя правительства?

Ст. 111.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

4. Кому подчиняются судьи?

Ст. 120.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

5. С какого момента обвиняемый в преступлении считается преступником?

Ст. 49.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

6. Какая религия является в России государственной?

Ст. 14.

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

7. Есть ли в России другие государственные языки, кроме русского?

Ст. 68.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Михаил Попов, Моршанск (Тамбовская область), студент (специальность — государственное и муниципальное управление):

  1. Президент – глава государства, ни к законодательной, ни к исполнительной ветви он не относится.

  2. Два срока подряд: было восемь лет, сейчас 12.

  3. Президент выдвигает правительству кандидата.

  4. Судьи независимы.

  5. Есть презумпция невиновности, следовательно, обвиняемый становится преступником, когда его вину докажут

  6. У нас федерация, соответственно, в каждом субъекте есть своя религия, но вообще — православие.

  7. Других государственных языков нет.

Андрей Иванов, Ртищево (Саратовская область), студент Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета:

  1. Президент – представитель государства на международных переговорах. Он принадлежит к законодательной власти.

  2. 4 года, два срока подряд.

  3. Премьера назначают путем ания. Не припомню, кто голосует.

  4. Судебная власть, по-моему, самостоятельная.

  5. Не помню.

  6. Христианство.

  7. По-моему, других государственных языков нет.

Сергей Вовк, Мончегорск (Мурманская область), сварщик, учится на менеджера:

  1. Президент — самый главный. Тот, кто имеет красную кнопку. Он принадлежит к наивысшей ветви власти. Есть высшая, средняя и низшая. Что непонятного?

  2. Сейчас Путин ввел 6 лет и два срока подряд – это стандарт. До него было 4 года. Еще раньше, когда был Ельцин, правили до смерти.

  3. Председателя правительства выбирают народным анием. Сначала идут кандидаты. Сейчас разве не Путин председатель, нет?

  4. Судьи, как и все, подчиняются президенту.

  5. Преступником обвиняемый становится после того, как его посадят.

  6. Христианство.

  7. Нет.

Роман Гусев, Омск, студент Омского госуниверситета им. Достоевского (специальность — информатика):

  1. Президент — это главнокомандующий, он относится к исполнительной ветви власти.

  2. 6 лет и не более двух сроков подряд.

  3. Премьера выбирает парламент.

  4. Судьи подчиняются верховным судьям, но, по идее, они должны быть самостоятельны.

  5. Когда суд постановил, что человек виновен.

  6. У нас нет государственной религии.

  7. Другие государственные языки? Вряд ли.

Максим Пашкевич, Москва, студент (факультет кино и телевидения):

  1. Президент — высшее лицо исполнительной власти.

  2. 4 года, два срока подряд. Но, как мы понимаем, не ограничено на самом деле.

  3. Премьера назначает президент России.

  4. Судьи подчиняются судебным органам власти. Верховному суду.

  5. Когда судом будет доказана его вина.

  6. Государственная религия — православие.

  7. Нет.

Артем Григорян, Москва, студент Московского государственного медико-стоматологического университета им. Евдокимова:

  1. Президент — хранитель, исполнитель этой самой Конституции. К какой ветви власти его отнести? Безвластие.

  2. 4 года, два срока. Потом все, до свидания.

  3. Кто назначает премьера? Ну, явно не народ.

  4. Судьи вне всего. Уголовному кодексу они подчиняются, не более того.

  5. Обвиняемый становится преступником, как только доказана его вина.

  6. Христианство. Но как-то напрягает этот пункт, как по мне — там не должно быть такого прописано.

  7. Нет, других государственных языков нет.

Руслан Макаренко, Саратов, студент Государственной юридической академии им. Курского:

  1. Президент — глава государства. Он не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он выше всего этого.

  2. Максимум 8 лет, два раза по четыре.

  3. Как назначают премьера — я затрудняюсь ответить.

  4. Никому судьи не подчиняются. Это независимая власть.

  5. Преступником становятся после решения суда.

  6. Христианство.

  7. Нет.

Анастасия Былинко, Москва, студент Российского химико-технологического университета им. Менделеева (специальность — социология):

  1. Президент — это человек, выбираемый народом, который стоит у власти и является представителем страны. Он принадлежит к законодательной власти, он законы подписывает.

  2. Сейчас 6 лет и безграничное количество сроков. До этого можно было только два срока подряд.

  3. Президент предлагает кандидатуру премьера.

  4. Кому подчиняются судьи? Есть, наверное, верховный судья.

  5. Когда вина обвиняемого доказана.

  6. Православие.

  7. Поскольку у нас многонациональная страна, то есть и другие языки. Главным является русский, но, я думаю, другие языки прописаны в Конституции.

Николай Потапов, Москва, студент Медицинского колледжа №5:

  1. Президент — это человек, отдающий приказы. Не знаю, к какой ветви власти он принадлежит.

  2. Два года, три срока подряд.

  3. Председатель правительства назначается либо президентом, либо одной из ???иерархий, которые под ним.

  4. Кому подчиняются судьи — не знаю. Главному судье?

  5. Когда судья выносит вердикт.

  6. Христианство.

  7. Нет. Только русский.

Алексей Поляков, Тамбов, студент (специальность — юриспруденция):

    1. Президент ответственен за исполнительную власть и является представителем государства на международном уровне.

    2. 6 лет, два срока подряд.

    3. Кандидата на пост председателя правительства представляет Федеральное собрание, а утверждает президент. Или наоборот.

    4. Судьи независимы. А подчиняются — если только Верховному суду.

    5. С момента вынесения приговора судом.

    6. В России нет государственной религии. По Конституции все религии равны, кроме запрещенных законом.

    7. Нет, только русский.

Тамара Великоднева, Москва, студент Высшей школы экономики (факультет медиакоммуникаций):

    1. Президент — гарант Конституции. Он относится к исполнительной власти.

    2. В данное время срок президента — 6 лет. Раньше было два срока подряд, а сейчас не уверена.

    3. Премьера назначает Государственная дума по предложению президента.

    4. Судьи не подчиняются никому.

    5. Преступником? После вынесения судебного решения.

    6. В Росии нет государственной религии, несмотря на непонятные попытки депутатов.

    7. Есть ли другие государственные языки? Этого я не знаю. 

Фотографии взяты из аккаунтов участников опроса в соцсетях

Источник: https://newtimes.ru/articles/detail/75881

Так кому или чему подчиняется суд?

Кому подчиняются федеральные судьи
Выйдя из здания Курского обл. суда «продув» апелляцию, там где решение суда Касторенского районного суда подлежало отмене хотя-бы в той части, что суд повесил на ответчика судебные расходы, причем истец таких требований не заявлял.

Не знаю чем руководствовался районный суд, но вступив в дело на стадии апелляции, я указал областному суду в тексте жалобы, выступая с объяснениями и в тексте объяснения приобщенному к делу, что судом первой инстанции допущено нарушение ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

Иначе говоря, имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит. Результат какой есть, мои доводы прошли мимо ушей и остались невидимыми для целой коллегии состоящей из трех судей (я их мысленно обозвал клушами, где нибудь на заваленке под окном они бы очень колоритно смотрелись).

Выйдя из здания суда, переваривая произошедшее, я задумался, так чему или кому подчиняется суд? Заглянул в Конституцию

Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летА затем в закон о статусе судей

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи 1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Ага, думаю, судьи-то не глухие и не слепые, вроде как и не с похмелья, хотя-бы две из трех и не под кайфом (зрачки не были расширены) у тех-же двух, третью в деталях я не разглядел. Про невменяемость тоже ничего сказать не могу, вопросы были по делу, реакция на мои объяснения и ходатайства адекватная.

Тогда у меня возник другой вопрос, а что такое закон, которому данные судьи были подчинены? Если вспомнить ТГП, то

закон это норма поведения обеспеченная мерами государственного принужденияИ действительно, за нарушение закона физическим, юридическими лицами или государством в лице его чиновников, существует, в зависимости от субъекта, гражданская, уголовная или административная ответственность, К примеру, нарушил хотя-бы, должностную инструкцию в процессе трудовой деятельности так и отгреби по полной. И это касается всех в той или иной мере в любом виде деятельности, за исключением судей в процессе осуществления правосудия, никакой ответственности даже за бредовые решения судья не несет.

В худшем, для судьи, случае его решение отменит вышестоящая инстанция. причем с вероятностью стремящейся к нулю, о чем неоднократно писали коллеги. В литературе и в различных статьях такое положение дел обуславливается тем, что судьи тоже люди и могут ошибаться и именно для исправления возможных ошибок и нагромождена многоуровневая судебная система. Согласен, что от ошибок не застрахован никто, но при этом не будем забывать, что судья имеет юридическое образование! Он сдал экзамен! Следовательно, знать законы, хотя бы процессуальные он ОБЯЗАН. ГПК АПК УПК для судьи нечто иное как должностная инструкция, за отступление от которой в других сферах деятельности, санкция последует незамедлительно.

Возьмем, к примеру, ГПК РФ, там пресловутые «судейские ошибки» подробно изложены в ст. 330 ГПК РФ и делятся на несколько категорий. На мой взгляд, к судебной ошибке, можно отнести:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

А вот это говорит о профессиональной непригодности судьи:
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.

И если не применение некоторых специфических законов еще можно допустить, но как можно допускать нарушение процессуальных норм?! Это не просто не знание, а откровенно наплевательское отношение к своим обязанностям, а по тяжести последствий имеет признак состава преступления «халатность» или должностного преступления.

А вот это говорит не только о разгильдяйстве, а о должностном подлоге:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Иначе говоря, многое из вышеизложенного следовало бы написать еще и в УК РФ или хотя бы в КоАП в соответствующих главах.

Вот и спрашивается, интересно ли судье подчиняться закону? И на что должен рассчитывать гражданин обратившийся в суд? Наверное, обратившись в суд, прежде всего следует поставить пудовую свечку, что бы судья руководствовался законом, а не настроением или еще какими тараканами… Так какому закону подчиняется судья??? Можно сделать вывод, что кроме Конституции и федеральных законов судье ничего не мешает и подчиняться своему собственному закону или законам которые издают его тараканы. Отсутствие ответственности ведет к тому, что судья первой инстанции откровенно плюёт на закон или демонстрирует свою профессиональную непригодность, апелляция этого в упор не замечает своими двумя органами чувств, так как взгляд может и затуманиться а уши вдруг заложить ну, а кассация занимается отписками поскольку слух им не обязателен, а очки можно и забыть поэтому нарушений им просто не видно.

И всё как в сказке, чем дальше тем страшнее. Вот нашелся в Совфеде, депутат Калашников и предложил внести изменения в закон и увольнять судей за три отмены их решений https://pravo.ru/news/view/135840/ в чем я его всецело поддерживаю, но одновременно ВС РФ в постановлении пленума от 14 апреля 2016 г. N 13 г.

Москва «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей»  https://rg.ru/2016/04/27/sud-dok.html  считает, что профессиональная непригодность судьи по перечисленным выше признакам, вовсе не основание для орг.

выводов и ладно бы если бы судьи только бы закон не соблюдали, но ведь им уже и ВС РФ не указ со своими пленумами и разъяснениями. Это что, ворон ворону глаз клевать не хочет?

Куда катимся? И чем всё это кончится?

Источник: https://pravorub.ru/articles/75609.html

Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации

Кому подчиняются федеральные судьи

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Кому подчиняются федеральные судьи

Учитывая, что в России судебная власть стоит отдельно и считается независимой, вопрос о том, кому подчиняются судьи, достаточно актуальный. Не все знают вертикаль власти внутри судебной системы, однако многие желают работать в ней. Стоит разобраться в особенностях иерархии и в том, кто может назначить судей, как происходить сложение их полномочий и на каких основаниях.

О кодексе этики судьи можете прочитать в нашей статье — здесь.

Согласно действующему законодательству, судьи подчиняются только Конституции РФ и смежным нормативно-правовым актам.

Это значит, что судебная система в России считается независимой: законодательная и исполнительная ветви власти не могут оказывать на нее влияние.

Однако сама Конституция не может карать за ошибки при выполнении профессиональных обязанностей, поэтому внутри судебной системы предусмотрены возможности для снятия с должности и привлечения к ответственности.

Стоит отметить, что процесс назначения судей отличается, исходя из их должности. Закон позволяет мировых судей назначать представителям законодательной ветви власти в регионах или избирать их общим анием. Так как проводить выборы накладно, депутаты на местах самостоятельно назначают судей по рекомендации судейской коллегии.

Федеральных судей назначает президент. При этом срок полномочий зависит от того, куда именно назначается гражданин. Получив назначение один раз, сложно лишиться должности, если выполнять свои обязанности честно и согласно требованиям закона. Однако первоначально получить должность судьи достаточно сложно.

Вот какие обязанности сегодня есть у судей:

  • быть независимым и руководствоваться действующими законами во время принятия решения;
  • избегать того, что может навредить авторитету судебной власти;
  • быть беспристрастным, принимая решения (если есть личная заинтересованность, то требуется написать самоотвод, чтобы дело передали другому);
  • постоянно повышать свои профессиональные знания.

Выписка из Конститутции РФ

При этом налагается несколько ограничений на представителей этой профессии:

  • нельзя занимать должности в законодательной ветви власти, а также заниматься предпринимательством;
  • невозможно принадлежать к политическим партиям;
  • запрещено обладать гражданством другого государства.

Таким образом, судьи должны быть полностью независимы и беспристрастны. Если во время работы появляется причина, по которой гражданин больше не может выполнять свои обязанности, он обязан написать прошение об отставке с указанием причины.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Иерархия судов в России

Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.

Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране

Наименование судаДополнительная информация
КонституционныйРассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий.

Общей юрисдикцииРассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела.
АрбитражныеЗанимаются делами в предпринимательской или экономической сфере.

ДисциплинарныеРассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей.

Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста.

Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи.

На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:

  1. Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
  2. Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
  3. Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
  4. Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
  5. Высшая инстанция, которая считается последней.

Представители Конституционного суда

Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.

Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.

Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.

Требования к судьям

Предъявляются специальные требования для судейства, чтобы выполнять функции согласно правовым нормам.

Таблица 2. Требования к судьям

ТребованиеКраткое описание
Гражданство РФНаличие гражданства РФ, отсутствие второго гражданства.
Высшее юридическое образованиеНе важно, получено оно очно или заочно, однако знания необходимо подтвердить.

Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственниковДля подтверждения нужно предъявить справку об отсутствии судимости.
Отсутствие принадлежности к политическим партиямДоказательств не требуется, однако нужно подтвердить в анкете, что предоставленные сведения являются достоверными.

Отсутствие должности депутата и предприятия в собственностиПодтверждается выпиской из трудовой книжки.

Также предъявляется возрастной ценз. Так, мировые судьи должны быть старше 25 лет, представители судов среднего звена обязаны быть старше 30 лет, ВС – 35 лет, а КС 40 лет. При этом предельный возраст работы составляет 70 лет.

Сдача экзамена на судей

Еще нужно обладать определенным стажем в юридической сфере:

  • мировые– 5 лет;
  • среднего звена – 7 лет;
  • ВС РФ, ВАС РФ – 10 лет;
  • КС РФ – 15 лет.

Важно! Требуется быть дееспособным, обладать безупречной биографией и не состоять на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Стать членом ВС РФ, ВАС РФ или КС РФ можно только путем повышения по службе. То есть, нельзя подать заявление на назначение в высшие судебные инстанции, такое допускается только по отношению низшему и среднему звену.

Назначение судей

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти.

При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично.

Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения.

Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет.

Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Основной причиной для повышения считается увеличение зарплаты. А при выходе в отставку по выслуге лет пенсия будет значительно выше. Сегодня пенсия судей составляет 80% от их среднемесячной зарплаты. Таким образом ежемесячный доход бывшего судьи достаточно высокий.

Как снять судью с должности – пошаговая инструкция

Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку.

При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой.

Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.

Шаг 1

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Шаг 2

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей

Шаг 3

Вынесение решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Вынесение решения

Вот основные причины, чтобы прекратить работу в судебной системе:

  • личное заявление;
  • состояние здоровья (появление хронических заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности);
  • переход на другую работу;
  • достижение 70 лет;
  • получение второго гражданства или потеря российского;
  • смерть;
  • вступление в силу решение об уголовном наказании;
  • избрание на выборные должности или начало собственного бизнеса;
  • отказ от перевода на другой судебный участок из-за реорганизации структурного подразделения или его устранения;
  • дисквалификация на основании решения высшей коллегии судей.

Таким образом, должность судьи не вечная. При наличии факторов, которые не позволяют продолжать профессиональную деятельность, его достаточно быстро снимают с должности. Поэтому важно внимательно следить за своей репутацией и репутацией своих родственников, чтобы сохранить свою должность.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям.

Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей).

Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

Источник: https://yr-expert.com/komu-podchinyayutsya-sudi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.