Решения принимаемые судом надзорной инстанции

Виды решений суда надзорной инстанции

Решения принимаемые судом надзорной инстанции

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе принять одно из следующих решений (ст. 412.11 УПК):

  • 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство но данному уголовному делу;
  • 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
  • 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК;
  • 7) вмести изменения в приговор, определение или постановление суда;
  • 8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК.

В постановлении суда надзорной инстанции необходимо указать конкретные основания отмены или изменения судебного решения.

Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу, те же, что предусмотрены законом для кассационного порядка: существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела (ст. 412.

9 УПК), а также, исходя из п. 6 ч. 1 ст. 412.11 и ч. 3 ст. 389.

22 УПК, наступление после направления уголовного дела в суд новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления. Необходимо установить наличие причинно-следственной связи между допущенными существенными нарушениями закона и выводами суда по уголовному делу.

Весьма важным представляется вопрос о возможности ухудшения положения осужденного или оправданного в суде надзорной инстанции. Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.

Однако если в ходе предыдущего судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, то суд надзорной инстанции может принять решение, влекущее за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела (ч. 2 ст. 412.9 УПК).

В судебной практике такими нарушениями признавались следующие обстоятельства: исключение из числа потерпевших по уголовному делу одной из дочерей погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия; нарушение судом правил, предписанных ст.

70 УК[1]; постановление приговора незаконным составом суда; нарушение тайны совещания судей; нарушения, связанные с неправильным применением уголовного (или иного) закона (за исключением случаев необоснованности приговора в части меры наказания), включая неправильное применение судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, если эти нарушения повлекли неоправданное улучшение положения осужденного и ущемление прав потерпевшего.

Так, например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, проверив доводы надзорного представления, отменила оправдательный приговор суда, так как при рассмотрении дела судом были допущены существенные, фундаментальные нарушения требований уголовно-процессуального закона: потерпевший был лишен права на участие в исследовании доказательств, в судебных прениях и ограничен в других своих правах на доступ к правосудию, что выразилось в следующем. Потерпевший Б. обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе от участия в судебных прениях. В нарушение ст. 272 УПК председательствующий не вынес постановления об отклонении либо удовлетворении заявленного ходатайства и продолжении судебного разбирательства без участия потерпевшего. После того как потерпевший Б. явился в судебное заседание, председательствующий не предоставил ему возможности ознакомиться с показаниями допрошенных в его отсутствие свидетелей и вопрос о его дальнейшем участии в судебном разбирательстве с учетом мнения сторон не обсуждался. Затем потерпевший обратился с просьбой об отложении дела слушанием, так как он желал участвовать в судебном заседании лично и с представителем. Суд указанное ходатайство отклонил, ограничив доступ потерпевшего к правосудию, допустив тем самым фундаментальное нарушение требований уголовно-процессуального закона[2].

Направляя уголовное дело на новое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции вправе дать обязательные для исполнения указания нижестоящему суду, какие недостатки должны быть восполнены судом.

Вместе с тем при отмене судебного решения Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Так, например, Президиум Пензенского областного суда, отменяя судебные решения, оправдывающие А., сослался на то, что мировой судья дал неверную оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и необоснованно признал допустимым доказательством показания свидетеля Ж. на предварительном следствии.

Фактически президиум вышел за пределы своих полномочий и в постановлении дал оценку доказательствам, которые были оценены в приговоре судом первой инстанции, и при этом предрешил вопрос о виновности Л.[3] (пример основан на положениях гл. 48 УПК, действующей до вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.

2010 № 433-ФЗ).

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Уголовное дело, возвращенное судом надзорной инстанции в соответствующий суд, рассматривается и разрешается на общих основаниях, по правилам производства в суде первой инстанции, апелляционного и кассационного производства без каких-либо изъятий и особенностей.

Источник: https://studme.org/31781/pravo/vidy_resheniy_suda_nadzornoy_instantsii

Решения, принимаемые судом надзорной инстанции

Решения принимаемые судом надзорной инстанции

По результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе принять одно из следующих при этом перечень решений суда не является исчерпывающим:

1) оставить надзорную жалобу (или представление) без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения.

Это решение принимается судом надзорной инстанции, если в ходе судебной проверки он придет к выводу о том, что обжалуемые судебные решения законны, обоснованны и справедливы, а доводы жалобы или представления либо не основаны на действительных фактических обстоятельствах дела, либо просто голословны.

При отклонении надзорной жалобы или представления президиумом верховного суда республики, краевого, областного или соответствующего ему суда лица, указанные в статье 402 УПК, вправе подать надзорную жалобу или внести представление в вышестоящую надзорную инстанцию (Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию или Президиум Верховного Суда РФ).

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному делу.

Суд надзорной инстанции не связан доводами, приведенными в жалобе или представлении, и должен проверить уголовное дело в полном объеме.

На практике нередко встречаются случаи частичного удовлетворения надзорного ходатайства, а именно когда суд принимает решение об удовлетворении ходатайства об изменении судебного решения в меньших пределах, чем предлагалось в жалобе или представлении, т.е. удовлетворении в одной части и оставлении без удовлетворения в другой.

Суд вправе прекратить уголовное дело при наличии оснований и условий, предусмотренных пунктами 3 – 6 части 1 статьи 24, стаьями 25, 26, 28 и пунктами 3 – 8 части 1 статьи 27 УПК, а также в случае отказа прокурора от обвинения. Прекращая уголовное преследование по этим основаниям, суд должен проверить полноту исследования всех обстоятельств дела.

При прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям суд в пределах своих полномочий должен принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение.

Это решение принимается в том случае, когда нарушение, повлекшее неправосудность вынесенного приговора, допущено при рассмотрении дела в суде первой инстанции, когда апелляционная или кассационная инстанция не устранили этого нарушения, а сам суд надзорной инстанции не в состоянии, в силу особенностей процессуальной формы надзорного пересмотра, исправить эти ошибки, т.к. они могут быть исправлены только посредством процедуры и полномочий суда первой инстанции;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение.

Данное решение выносится в том случае, когда суд надзорной инстанции в результате проверки приходит к выводу о том, что явно незаконным, необоснованным или несправедливым оказывается решение суда апелляционной инстанции и исправить допущенное нарушение можно только посредством полномочий данного суда.

Это же решение должно быть принято судом надзорной инстанции, когда явно неправосудным, по результатам проверки, оказывается решение мирового судьи, которое должно быть исправлено в апелляционном суде;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение.

Суть данного видарешения, во-первых, заключается в том, что незаконным и необоснованным, по мнению суда надзорной инстанции, оказывается решение (определение) суда кассационной инстанции, необоснованно изменившее (отменившее) законное, обоснованное и справедливое решениенижестоящего суда (первой или апелляционной инстанции).

Во-вторых, в силу особенностей процессуальной формы надзорного производства суд надзорной инстанции не в состоянии сам исправить допущенные нарушения как в силу невозможности подмены одного порядка проверки судебных решений другим, так и в силу того, что без судебной защиты (без права на правосудие), возможно, останутся те участники, которые формулировали самостоятельные кассационные требования, но лишены возможности к внесению подобных требований в суд надзорной инстанции. Поэтому именно кассационная инстанция с учетом названных требований и позиции надзорного суда должна заново разрешить по существу спор сторон;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление (нижестоящего) суда.

С учетом правила о недопустимости поворота к худшему суд надзорной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела, вправе внести изменения в то или иное судебное решение, приняв во внимание и дополнительно представленные сторонами материалы, если сведения, содержащиеся в них, не требуют дополнительной проверки судом (по правилам судебного следствия).

Приговор, определение или постановление могут быть изменены как в одной, так и в нескольких частях.

В соответствии со статьей 405 УПК РФ изменение приговора, определения или постановления в сторону ухудшения положения осужденного при рассмотрении дела в порядке надзора недопустимо.

Изменяя приговор ввиду несоответствия назначенного наказания тяжести содеянного и личности осужденного, суд надзорной инстанции вправе принять во внимание имеющиеся в деле смягчающие ответственность обстоятельства, которые не были учтены предыдущими судебными инстанциями, а также не требующие проверки дополнительные материалы, содержащие сведения о личности осужденного.

В части 2 статьи 408 УПК РФ отмечается, что в случаях, предусмотренных в пунктах 2 – 6 части 1 статьи 408 УПК РФ, суд обязан, со ссылкой на статью 409 УПК РФ, указать на то, что конкретное основание отмены или изменения обжалованных (и последующих) судебных решений полностью находится в русле тех требований, которые предъявляются к законности, обоснованности и мотивированности судебных решений, не добавляя к ним ничего нового по сути.

Определение судебной коллегии по уголовным делам, выступающей в качестве суда надзорной инстанции, подписывается всем составом суда, постановление президиума – только председательствующим в данном судебном заседании.

Постановление или определение суда надзорной инстанции постановлением судьи, в производстве которого находились надзорная жалоба или представление, приобщается (вместе с остальными материалами надзорного производства) к материалам уголовного дела, хранящегося в суде первой инстанции, поскольку, во-первых, должны быть изучены и учтены судом, к которому адресованы требования, указания суда надзорной инстанции, во-вторых, они же способны оказать существенное влияние на вопросы, связанные с законным и обоснованным исполнением (дальнейшим исполнением) вынесенного приговора.

45. Вновь открывшиеся обстоятельства – те которые на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу уже существовали, но не были известны суду и поэтому не исследовались при постановлении приговора. Исчерпывающий перечень обстоятельств – ч.3 ст. 413 УПК РФ.

Виды: 1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного и необоснованного определения или постановления (здесь следует уточнить, что, во-первых, в законе пропущен руководитель следственного органа, а, во-вторых, подложность доказательств и иных документов может быть установлена лишь путем вынесения обвинительного приговора в отношении лица, изготовившего подложные доказательства, а вступивший в законную силу приговор в отношении этого лица и является вновь открывшимся обстоятельством);

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные при рассмотрении данного уголовного дела (здесь законодатель пропустил присяжного заседателя, преступные действия которого также могут рассматриваться в качестве вновь открывшегося обстоятельства).

46. Новые обстоятельства –те, которые не известны суду на момент вынесения судебного решения.

Отличия от вновь открывшихся об-в: 1) они устанавливаются не судами общей юрисдикции путем постановления нового приговора, а Конституционным Судом РФ или Европейским Судом по правам человека.

Виды:1) признание КС РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;

2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства. (дискуссионный вопрос, т.к. нет четкого перечня оснований) Напр., если после приговора по тяжк. вреду здор. потерпевший скончался, то это иное новое обстоятельство, но оно в сторону ухудшения положения подсудимого, т.е данное обс-во не устраняет преступность и наказуемость деяния.



Источник: https://infopedia.su/11x1548.html

Производство в надзорной инстанции

Решения принимаемые судом надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ, имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в кассационном (апелляционном) производстве, проверяются законность и обоснованность судебного решения.

Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.

Надзорная жалоба и представление должны содержать:

Кассационные жалоба и представление должны содержать:

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.
Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления.

Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону.

Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления).

Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п. п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ.

Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущие судебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения.

Во всяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч.

2 ст. 404 УПК РФ).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением президиума верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnyj-process/proizvodstvo-v-nadzornoj-instancii-ponyatie-znachenie-otlichie-ot-apellyacionnogo-i-kassacionnogo-proizvodstva-trebovaniya-predyavlyaemye-k-nadzornoj-zhalobe-poryadok-ee-prineseniya-i-rassmotren.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.