Участие в гражданском процессе гос органов

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту прав других лиц

Участие в гражданском процессе гос органов

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 ГПК РФ.

Участие в процессе вышеназванных органов и лиц имеет своей целью – защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также субъективных прав граждан и организаций. Этим их позиция сближается с позицией прокурора.
Процессуальное положение данных субъектов определяется статьями 46и 47 ГПК РФ.

Они входят в состав участвующих в деле лиц, пользуются всеми принадлежащими им правами и несут все связанные с этим обязанности.ГПК РФ предусматривает 2 формы защиты прав и интересов других лиц: предъявление иска, и вступление в процесс для дачи заключения по делу.

Однако в обеих формах могут участвовать лишь государственные органы и органы местного самоуправления, что касается организаций и граждан – то они вправе только предъявлять иски в защиту прав других лиц.

Характеризуя первую форму участия, необходимо отметить следующее обстоятельство: в отличие от прокурора, государственные органы и органы местного управления, организации и граждане, выступающие в защиту прав других лиц, вправе инициировать не любое гражданское дело, а лишь предусмотренные законами категории дел.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересовРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой ст. 47 ГПК РФ.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Чаще всего для дачи заключения привлекаются следующие организации:-отделы соцобеспечения – по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии.-органы опеки и попечительства – по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц.

-антимонопольный орган – по делам о защите прав потребителей.

Обязанность дать заключение по делу возложена не только на государственные и муниципальные органы, но и на должностных лиц прокуратуры.

Однако если заключение прокурора касается, прежде всего, правовых вопросов, то государственный орган (орган местного самоуправления) дает заключение по вопросам, связанным с его специальной компетенцией.

Заключение представляется в суд в письменной форме. Оно составляется на основе предварительного изучения материалов дела (так, при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, орган опеки и попечительства представляет в суд акт обследования условий жизни ребенка и основанное на нем заключение по существу спора).
Заключение оглашается в заседании суда, после объяснения всех участвующих в деле лиц и исследования всех доказательств. Оно носит для суда рекомендательный характер. Суд вправе не согласиться с имеющимися в нем доводами. Однако такая позиция суда должна быть мотивирована.
В завершение темы необходимо отметить следующее обстоятельство: субъекты 46, 47 статей ГПК РФ участвуют в процессе от своего имени, но в защиту интересов других лиц. Они не являются носителями спорного права. Если у перечисленных выше субъектов появляется личная заинтересованность в исходе дела, то их процессуальное положение меняется. В этом случае они будут участвовать в процессе в качестве стороны либо третьего лица.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/uchastie-v-grazhdanskom-protsesse-gosudarstvennyh-organov-organov-mestnogo-samoupravleniya-organizatsij-i-grazhdan-vystupayushhih-v-zashhitu-prav-drugih-lits/

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, прокурора

Участие в гражданском процессе гос органов

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, прокурора

Методический материал

Дата: 2019-08-12

Переход на главную

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, прокурора

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц — граждан и неопределенного круга лиц.

Обращение в суд в интересах граждан возможно лишь по их просьбе.

Перечисленные органы и лица не имеют материально-правового интереса в исходе дела. Цель их участия в деле от своего имени — защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц — граждан и организаций.

Их интерес определяется обязанностями, возложенными на соответствующие органы, организации и граждан в определенной сфере деятельности.

ГПК включил органы и граждан, осуществляющих защиту прав и интересов других лиц, в число лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК), наделив их всеми правами таких лиц (ст. 35 ГПК).

Наряду с этим права указанных лиц и органов закреплены в ст. 46 ГПК, согласно которой они пользуются всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Это связано с тем, что они не являются субъектами спорного правоотношения, поэтому к 1[им не может быть предъявлен встречный иск.

Следовательно, как и прокурор, названные в ст. 46 ГПК органы и лица занимают в деле положение истца только в процессуальном смысле.

Для возбуждения дела в защиту прав других лиц необходимо:

1) наличие права на обращение в суд у лица, в интересах которого возбуждается дело; 2) наличие у органа или лица, обращающегося в суд в защиту интересов других лиц, установленного законодательством (законом, положением, уставом) права на такое обращение; 3) наличие просьбы лица, в защиту прав которого возбуждается дело;

4) соблюдение порядка обращения в суд (порядка предъявления иска).

Возможность возбуждения отдельных категорий дел в защиту чужих прав и интересов прямо предусмотрена в некоторых нормах ГПК (ст. 252, 254, 273, 281 и др.), ряде других законов (например, ст. 28, 70 73, 77 СК).

Лица, возбудившие дело в защиту чужих прав и интересов, вправе отказаться от предъявленного иска, однако этот отказ не лишает лицо, в интересах которого предъявлен иск, права требовать рассмотрения дела по существу. Дело может быть прекращено только при отказе от иска истца, если это не противоречит закону (ч. 2 ст. 39 ГПК).

Если иск предъявляется в защиту интересов неопределенного круга лиц, то должно быть соблюдено только одно условие — наличие соответствующего полномочия у органа или лица, предъявившего иск. Согласия заинтересованных лиц на предъявление такого иска не требуется.

Цель таких исков — защита публичных интересов.

В предусмотренных законом случаях государственные органы, органы местного самоуправления могут вступить в дело по своей инициативе, инициативе участвующих в деле лиц или инициативе суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований (ст. 47 ГПК).

ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ст. 272, 284, 288 ГПК).

ГПК не регламентирует порядок участия государственных органов, органов местного самоуправления в судебном заседании.

Они наделены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК), с учетом цели вступления в процесс.

Их заключения представляются в суд в письменном виде (хотя допустимо и устное заключение). Эти заключения для суда необязательны, однако свое несогласие суд должен мотивировать.

С целью дачи заключения по делу (чаще всего в гражданском процессе) участвуют органы опеки и попечительства, социального обеспечения, жилищно-коммунальные органы.

Их участие объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы в указанных сферах.

Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса.

Так, свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах, эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на основе изученных материалов дела.

Эксперт и свидетель предупреждаются об ответственности.

Они привлекаются к участию в процессе лишь для установления юридических фактов по делу.

Представители государственных органов, органов местного самоуправления активно участвуют процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.

В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны.

Смотрите также по теме:

Переход к следующему ответу

567

Источник: https://auditresurs.ru/view_post.php?id=2112

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций

Участие в гражданском процессе гос органов

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением

    1. в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо
    2. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершен­нолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Государственные органы относятся к той группе лиц, уча­ствующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.

Основаниями и целями участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций являются:

  • положение стороны или третьего лица, заявляющего само­стоятельные требования, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, выступают в процессе от своего имени; имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела (цель – защита собственных интересов);
  • заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые воз­ложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации) (цель – защита интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения).

Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граж­дан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту, которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие:

  • указание закона,
  • наличие просьбы заинтере­сованного лица (субъекта спорного материального правоотноше­ния), в защиту прав которого предъявляется иск истцом в процессуальном смысле (который занимает положение процессуального истца).

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:

  1. отсутствие материально-правового интереса;
  2. освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;
  3. к ним не может быть предъявлен встречный иск;
  4. наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд.

Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

  1. обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);
  2. вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).

Основная цель участия (в обоих формах):

  • защита прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

Первая форма участия — возбуждение гражданского дела

Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением

  • права на заключение мирового соглашения и
  • обязанности по уплате судебных расходов.

Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов.

Однако в ряде случаев закон содержит такое указание. Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде, и регулируемых нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

Ряд норм ГПК РФ предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Например, согласно ст.

281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опек и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Вторая форма участия — всту­пление в дело для дачи заключения

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наибо­лее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое на­ходится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и закон­ных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.

Например, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть при­влечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассма­тривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и по­печительства и прокурора.

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии под­готовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании.

После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномо­ченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения.

Представители государ­ственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.

Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью.

Заключение государственного органа имеет важное значение для участия в гражданском процессе государственных органов, правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами выводами, содержащимися в заключении, и может вынести ре­шение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного са­моуправления следует отличать от заключения эксперта.

Экс­перт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие за­висит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/uchastie-v-grazhdanskom-protsesse-gosudarstvennich-organov-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-obschestvennich-organizatsiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.