Вопросы для судебной психолого психиатрической экспертизы

Адвокат Соков А.В

Вопросы для судебной психолого психиатрической экспертизы

  Психолого-психиатрическая экспертиза по уголовным делам и гражданским спорам.  

Нижеуказанные вопросы собраны исходя из современной   судебной и экспертной  практкитки.  Указанный перечень вопросов  не является исчерпывающим, а лишь наиболее  часто встречающимся при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах. Поэтому представленные вопросы не стоит воспринимать как догму, а всего лишь как руководство к возможному действию.

1. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

  • Обнаруживаются ли у потерпевшего (истца) признаки негативных переживаний (страданий) в связи с событиями, составляющими основу дела (указать, какими) или действиями ответчика (причинителя вреда), если имеются, то в чем конкретно выражаются, какова их стойкость, глубина и интенсивность?
  • Изменилось ли психическое благополучие истца в период событий или действий ответчика в период, последовавший после исследуемых событий или действий ответчика и, если да, то имеется между этими обстоятельствами причинно-следственная связь?
  • Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшего обусловливают увеличение стойкости и интенсивности его субъективных переживаний (страданий), связанных с действиями ответчика?

2. Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей (ст.ст. 24, 65, 66, 67, 68 СК РФ), спорами о лишении родительских прав, восстановлении в правах, усыновлении.

  • Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиль воспитания, с кем из родителей в существующих условиях целесообразно с психологической точки зрения постоянное проживание ребенка?
  • Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
  • Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?
  • Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?

3. Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли (ст.ст. 177, 178, 179 ГК РФ).

  • Учитывая особенности психической деятельности субъекта (дееспособного лица), его состояние и конкретные обстоятельства дела, было ли его волеизъявление при заключении сделки полноценным?
  • Мог ли субъект при совершении сделки в полной мере свободно и осознанно принимать решение и осуществлять полноценное руководство своими действиями?
  • Учитывая особенности познавательной сферы лица, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, являлось ли представление о существенных элементах сделки правильным?
  • Какие психологические факторы могли повлиять на формирование у лица неправильного представления о сделке?

              II. Экспертиза в уголовном процессе:

1. Исследования в отношении обвиняемых.

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?  Если да, то чем это состояние могло быть обусловлено?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном, либо  болезненном  (невменяемом) состоянии ,  которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?
  • Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства – агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Не обнаруживается ли у гражданина Н  паталогической склонности к фантазированию и псевдологии?
  • Страдает ли гражданин Н какими либо психическими заболеваниями? Если да, то мог ли он отдавать отчет своим действиям и руководить ими при совершении деяния?
  • Нуждается ли гражданин  Н в принудительном лечении ?
  • Нуждается ли гражданин Н в применении к нему мер медицинского характера на сегодняшний день? Если да, то каких именно?
  • Находился ли гражданин Н в состоянии патологического опьянения в момент инкриминируемого ему деяния?

2. Исследования в отношении несовершеннолетних обвиняемых.

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?

3. Исследования в отношении свидетелей и потерпевших.

  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуальные особенности психической деятельности, которые могли существенно изменить качество восприятия им, запоминания и воспроизведения важной для дела информации?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли (способен ли) свидетель (потерпевший) давать адекватные показания по поводу интересующих следствие обстоятельств?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать важные дела обстоятельства и давать адекватные показания?

4. Исследования в отношении потерпевших по сексуальным преступлениям.

  • Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности и психическое состояние потерпевшего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он (она) правильно воспринимать происходящие события, понимать характер и значение действий виновного?
  • Мог ли потерпевший при исследуемых обстоятельствах оказывать сопротивление противоправным действиям?
  • Мог ли потерпевший (потерпевшая) давать правильные показания?
  • Способен ли потерпевший давать правильные показания в настоящее время?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на поведение потерпевшего в исследуемый период (в том числе, какие особенности могли обусловить виктимное поведение – при наличии его признаков)?

5. Исследования по фактам самоубийства (в том числе не-очевидного)

  • Обнаруживал ли погибший в период, предшествовавший его гибели, признаки какого-либо психического (эмоционального) состояния, если да, то, как это состояние могло повлиять на его психическую деятельность и поведение?
  • Имеется ли непосредственная причинно-следственная связь между психическим состоянием погибшего и действиями обвиняемого (указать, какими) и/или конкретными жизненными обстоятельствами (указать, какими)?

6. Исследования по фактам аварий на транспорте и производстве

  • Находился ли обвиняемый при исследуемых обстоятельствах в каком-либо эмоциональном состоянии, затрудняющем выполнение им своих профессиональных функций?
  • Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности субъекта требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам?
  • Какие индивидуально-психологические (в том числе психофизиологические) особенности субъекта могли повлиять на качество исполнения им своих профессиональных функций в исследуемых обстоятельствах?
  • Способен ли был водитель (диспетчер, летчик и т.п.), предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?

              III. Исследования по иным направлениям:

1. По делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

  • Являются ли действия (высказывания, публикации) ответчика (указать, какие) психотравмирующими для истца, затрагивают ли значимые дня него ценности, чувства и отношения, наносят ли урон его социальному статусу?

2. По фактам психологического воздействия (в т.ч. при проведении допросов; по фактам мошенничества, влияния теле-, видео-, печатной продукции)

  • Содержит ли видеозапись допроса (иных действий) признаки недопустимого психологического воздействия, оказываемого на допрашиваемого со стороны допрашивающего или третьих лиц?
  • Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)?

3. По делам о групповых преступлениях

Каков индивидуально-ролевой статус каждого из членов преступной группы, является ли он устойчивым или временным?

помощь адвоката

       тел. 8 908 590 52 56.

Источник: https://sokov-av.ru/psixologo-psixiatricheskaya-ekspertiza-po-ugolovnyim-delam-i-grazhdanskim-sporam-voprosyi-ekspertu-na-razreshenie-ekspertizyi

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе

Вопросы для судебной психолого психиатрической экспертизы

06-06-2018 07:06:24

В постановлении о назначении судебно-психиатрической экспертизы важно правильно сформулировать экспертное задание с помощью вопросов, подлежащих экспертному разрешению.

Ниже предложены формулировки наиболее часто встречающихся в современной следственной практике вопросов, которые ставятся перед экспертами-психиатрами при экспертизе обвиняемого. Представленные вопросы изложены в подготовленном сотрудниками ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.

Сербского» Минздрава России практическом пособии «Подготовка следователем материалов для судебно-психиатрической экспертизы»

Возможные вопросы в отношении обвиняемого :

1) Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч. 1 ст. 21 УК РФ).

2) Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч. 1 ст. 22 УК РФ).

3) Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения либо к самостоятельному совершению действий, направленных на реализацию процессуальных прав и обязанностей?

4) Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый из указанного болезненного состояния и если да, то в какое время?

5) Связано ли психическое расстройство обвиняемого с возможностью причинения им существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц?

6) Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 81, ч. 1 и 2 ст. 97 и ст. 99 УК РФ)?

7) Если обвиняемый страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту?

Возможные вопросы в отношении обвиняемого:

1) Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

2) Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

3) Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?

4) Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

Психолого-психиатрическая экспертиза

Вопросы для судебной психолого психиатрической экспертизы

cтоимость экспертизы

от 20 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Сегодня существует множество медицинских учреждений предоставляемых свои услуги, но только наша организация НП «Федерация Судебных Экспертов» предоставит вам возможность независимо и объективно получить консультацию от ведущих медицинских специалистов, провести любую медицинскую и судебную экспертизу и получить заключение в интересующих вас вопросах. Наш опыт и ваше доверие залог успешного сотрудничества.

Психолого-психиатрическая экспертиза на сегодняшний день является более правильным и надёжным способом, для изучения личностных поведенческих реакций человека для юридического делопроизводства.

Вопросы, ставящиеся перед проведением экспертизы уполномоченными специалистами нашего центра, находят своё отражение в процессе исследования лица подозреваемого в совершении противоправного деяния, обследование потерпевших, в основном затрагивает вопросы адекватного поведения.

Основой психолого-психиатрической экспертизы, которая проводится в НП «Федерация Судебных Экспертов» является возможность изучения физического, психологического и психического состояния человека, в рамках ранее поставленных научных исследований в психологии и психиатрии.

Исследования, связанные с психолого-психиатрической экспертизой затрагивают большой спектр проблем в связи, с чем возникают определённые вопросы, которые чётко отражаются в постановлениях правоохранительных органов.

Надо отметить, что разрешение вопросов для психолого-психиатрической экспертизы предполагает, множество необходимых моментов и наши специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» опираясь на свой многолетний опыт и умение правильно подходить к разрешению проблемы, приобщая научный подход и рациональное использование результатов комплексного исследования, каждый день используют в своей деятельности.

Следует отметить, что проведение психолого-психиатрической экспертизы и, отвечая в итоге на поставленные вопросы, наши эксперты также используют свои собственные разработки и методики для более точной и ясной картины исследования.

На сегодняшний день немаловажным является исследования высококвалифицированных специалистов, так как с развитием и изменением судебной медицины, становится всё больше вопросов для психолого-психиатрической экспертизы.

Исходя из этого, уровень требований для проведения экспертиз социального и юридического характера значительно возрастает.

Обращая внимание на множество критериев, сам процесс проведения психолого-психиатрической экспертизы меняется и базируется в соответствии с новыми вопросами и задачами.

Тут необходимо определить психическое состояние человека, проходившего обследование и определить его психологическое и психическое состояние, уровень социальной адаптации, степень адекватного поведения и других немаловажных аспектов.

Наш опыт в проведении психолого-психиатрических экспертиз показывает, что обращения к экспертам нашей организации НП «Федерация Судебных Экспертов» резко возросло, что в свою очередь говорит не только о нашем профессионализме, но и о глобальной проблеме, связанной с недостоверной, неполной и некачественной информацией, что активизирует проблему достоверности изначальных выводов психологов и психиатров. Такая практика недопустима, но сегодня такие обращения ещё существуют. НП «Федерация Судебных Экспертов» предлагает другие методы для психолого-психиатрической экспертизы, основанные на достоверности и своевременности подачи информации. Тем более что на сегодняшний день возросло число актуальных вопросов для экспертизы, например таких как:
  1. Находится ли обвиняемый в состоянии аффекта на момент совершения противоправного деяния?
  2. Определить основные психологические особенности обвиняемого, и могут они повлиять на поведение на момент совершения преступления?
  3. Определить имеются ли психические отклонения у несовершеннолетнего обвиняемого от нормального развития и в чём их появления?
  4. Есть ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в развитии?
  5. Связано ли отставание в развитии с психологическим расстройством на момент совершения противоправного деяния?
  6. Мог ли обвиняемый понимать характер совершаемого противоправного деяния, учитывая возрастные особенности обвиняемого?

Вот такой примерный список вопросов встаёт перед экспертами для проведения психолого-психиатрической экспертизы.

При проведении эксперты могут чётко оценивать природу и степень психических отклонений, необходимо распознавать патологию или её отсутствие.

Однако комплексная экспертиза определяет не только наличие или отсутствие отклонений, но и более глубоко определить конкретную меру проявления психических отклонений в зависимости от личностных характерных особенностей.

Психолого-психиатрическая экспертиза (психиатрическое освидетельствование группой экспертов) имеет наибольшее количество достоинств наряду с базовыми экспертизами.

Этот вид экспертизы не просто аккумулирует в себе возможности судебной психологической и психиатрической экспертиз, но и позволяет, устанавливать системные характеристики исследуемого объекта, выяснить результаты взаимного комплексного участия психологических и психических факторов, раскрывая их взаимосвязь.

Надо отметить, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима для более надёжной оценки всех существующих факторов личностного характера и их проявления.

Одно из главных преимуществ НП «Федерация Судебных Экспертов» это универсальность. Специалисты центра осуществляют полный комплекс услуг, а также проводят исследования и экспертизы разной направленности.

Независимо от возникших проблем, которые требуют проведения независимой экспертизы и её оценки, НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит свою работу чётко, своевременно и профессионально, что в свою очередь я является главным критерием для нашей работы.

Цены

Вид экспертизы Стоимость экспертизы
Психологическая экспертиза от 20 000

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цена психологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Источник: https://sud-expertiza.ru/voprosy-dlya-psihologo-psihiatricheskoy-ekspertizy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.